Типология
уроков
Тип урока —
понятие, связанное с варьированием структуры урока, его
содержательных элементов. В зависимости от дидактических
целей выделяют следующие типы уроков.
Структура комбинированного урока,
который, как правило, имеет две или несколько дидактических
целей:
1 —
организация начала урока;
2 —
проверка домашнего задания, постановка цели урока;
3 —
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала,
т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
4 —
изучение нового материала, в том числе и объяснение;
5 —
закрепление изученного материала на данном уроке и ранее
пройденного, связанного с новым;
6 —
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с
ранее полученными и сформированными;
7 —
подведение итогов и результатов урока;
8 —
задание на дом;
9 —
подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся
для изучения новой темы (не всегда).
Структура урока изучения нового материала:
1 —
первичное введение материала с учетом закономерностей
процесса познания при высокой мыслительной активности
учащихся;
2 —
указание на то, что учащиеся должны запомнить;
3 —
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
4 —
сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с
опорными для памяти материалами, смысловая группировка и
т.п.);
5 —
первичное закрепление материала под руководством учителя
посредством прямого повторения, частичных выводов;
6 —
контроль результатов первичного запоминания;
7 —
регулярное систематизирующее повторение через короткие, а
затем более длительные промежутки времени в сочетании с
различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с
дифференцированными заданиями;
8 —
внутреннее повторение и постоянное применение полученных
знаний и навыков для приобретения новых;
9 —
частное включение опорного материала для запоминания в
контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и
применения.
Структура урока закрепления и развития
знаний, умений и навыков:
1 —
сообщение учащимися цели предстоящей работы;
2 —
воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые
потребуются для выполнения предложенных заданий;
3 —
выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
4 —
проверка выполненных работ;
5 —
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
6 —
задание на дом (если это необходимо).
Структура урока контроля и коррекции знаний,
умений и навыков:
1 —
сообщение темы, цели и задач урока;
2 —
показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в
жизненных ситуациях;
3 —
проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа,
индивидуальный опрос;
4 —
проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить
их сущность, письменная работа;
5 —
проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения,
самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный
опрос;
6 —
применение учащимися знаний, практические задания;
7 —
выполнение комплексных творческих работ;
8 —
итоги урока;
9 —
домашнее задание.
Структура
урока обобщения и систематизации знаний:
1 —
сообщение темы, цели и задач урока;
2 —
повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;
3 —
повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей
системы знаний;
4 —
повторение и систематизация основных теоретических положений
и ведущих идей науки.
Структура урока проверки знаний:
1 —
организация начала урока. Здесь необходимо создать
спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться
проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться,
так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему
изучению материала;
2 —
постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой
материал он будет проверять или контролировать. Просит,
чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались
ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами
проверяют работы;
3 —
изложение содержания контрольной или проверочной работы
(задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и
т.п.). Задания по объему или степени трудности должны
соответствовать программе и быть посильными для каждого
ученика;
4 —
подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы
учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и
организует работу над ошибками (иногда на это уходит
следующий урок);
5 —
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях,
а также путей их устранения. Совершенствование знаний и
умений.
Структура урока формирования умений и
навыков:
1 —
постановка цели урока;
2 —
повторение сформированных умений и навыков, являющихся
опорой;
3 —
проведение проверочных упражнений;
4 —
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
5 —
упражнения на их освоение;
6 —
упражнения на их закрепление;
7 —
тренировочные упражнения по образу и подобию, алгоритму,
инструкции;
8 —
упражнения на перенос в сходную ситуацию;
9 —
упражнения творческого характера;
10 —
итог урока;
11 —
задание на дом. |