Алгоритм подготовки к уроку
Урок начинается не со звонка, а с подготовки
к уроку.
Для эффективности проведения урока
необходимо:
-
Определить и сформулировать тему урока;
-
Определить место данного урока в системе
уроков;
-
Определить и сформулировать цели
деятельности учителя и учащихся.
Этапы
планирования урока и подготовки к нему учителя
-
Разработка системы уроков по теме или разделу.
-
Определение образовательно-воспитательно-развивающих
задач урока на основе программы, методических пособий,
школьного учебника и дополнительной литературы.
-
Отбор оптимального содержания материала урока,
расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая
обработка.
-
Выделение главного материала, который должен ученик
понять и запомнить на уроке.
-
Формулирование учебных задач урока.
-
Разработка структуры урока, определение его типа и
наиболее целесообразных методов и приемов обучения на
нем.
-
Нахождение связей при изучении нового материала с
другими предметами и использование этих связей при
изучении нового материала и при формировании новых
знаний и умений учащихся.
-
Планирование всех действий учителя и учащихся на всех
этапах урока и прежде всего при овладении новыми
знаниями и умениями, а также при применении их в
нестандартных ситуациях.
-
Подбор дидактических средств урока (кинофильмов, картин,
плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и
др.).
-
Проверка оборудования и технических средств обучения.
-
Планирование записей и зарисовок на доске учителем и
выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в
тетрадях.
-
Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы
учащихся на уроке и ее направленности на развитие их
самостоятельности.
-
Приобретение форм и приемов закрепления полученных
знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов
обобщения в систематизации знаний.
-
Составление списка учеников, знания и умения которых
будут проверяться соответствующими формами и методами с
учетом уровней их сформированности; определение
содержания, объема и форм домашнего задания,
продумывание методики домашнего задания.
-
Продумывание форм подведения итогов урока.
-
Планирование внеклассной работы по данной теме.
-
Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.
Советы
молодому учителю при подготовке к уроку (алгоритм действий)
Учет
особенностей учащихся:
-
успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный,
активный и т. п.);
-
отношение учащихся к предмету;
-
темп работы;
-
сформированность учебных умений;
-
общая подготовленность учащихся;
-
отношение к разным видам учебной деятельности;
-
отношение к разным формам учебной работы, в том числе
нестандартным;
-
общая дисциплина учащихся.
Учет
своих индивидуальных особенностей:
-
тип нервной
системы;
-
коммуникативность;
-
эмоциональность
при организации учебной деятельности учащихся;
-
управление
восприятием нового учебного материала учащимися;
-
умение преодолеть
плохое настроение;
-
уверенность в
своих знаниях, умениях;
-
наличие умений
импровизации;
-
умения пользоваться различными средствами обучения, в
том числе ТСО и ЭВТ.
Соблюдение правил, обеспечивающих успешное преодоление урока
Общие
-
Определить место урока в
теме, а темы — в годовом курсе, выделить общую задачу
урока.
-
Отобрать три вида книг,
относящихся к теме урока: научные, научно-популярные,
методические. Познакомиться с их содержанием.
-
Просмотреть учебную
программу, перечитать объяснительную записку, выяснить,
что требуется от учителя в программе к данному уроку.
-
Восстановить в памяти
материал учебника, отобрать опорные знания, умения и
навыки.
-
Конкретизировать задачи
урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать
ее в плане.
-
Выделить главную идею урока.
Определить, что должен понять, запомнить ученик на
уроке, знать и уметь после урока.
-
Обозначить, какой учебный
материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими
порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую
идею, узнают на уроке школьники.
-
Отобрать содержание урока в
соответствии с его задачей, обдумать методы ведения
урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения
нового материала, а также формирования новых знаний,
умений и навыков.
-
Записать предусматриваемый
ход урока в план урока и представить его себе как
целостное явление, как процесс, приводящий к
осуществлению задуманного урока.
Частные
-
Быть собранным,
четко и ясно ставить задачи перед учениками,
последовательно вести их к намеченным целям.
-
Быть
доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться
их незнанием или непониманием. Помнить, что если
большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает,
ошибку надо искать в способах организации их
деятельности.
-
Не перебивать
ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть
следствием неясного вопроса.
-
Задания и инструктаж
к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным
выяснением, как поняли ученики требование.
-
Пристально следить
за откликом учеников на рассказ, задание, требование.
Потеря внимания — сигнал о необходимости изменить темп,
повторить изложенное или включить в ход урока
дополнительный материал.
-
Помнить, что
показателем внимания могут быть активное слушание,
сосредоточенность на задании.
-
Экономить время,
вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не
допускать длинных сентенций, «проработок» отдельных
учеников.
-
Предъявленное
требование к ученикам обязательно реализовать. Ни одно
требование на уроке не следует декларировать.
-
Темп урока
поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
-
Стимулировать
вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их
осведомленность.
Примерное содержание
разделов поурочного плана
Тема урока
-
Дидактическая цель и
задачи урока.
-
Тип, структура
урока.
-
Общие методы. Приемы
работы учеников.
-
Средства
наглядности. Источники информации, ТСО, ЭВТ.
Повторение опорных знаний
-
Какие ранее
изученные понятия, законы надо активировать в сознании
учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового
материала.
-
Самостоятельная
работа учащихся (ее объем, смысл).
-
Способы развития
интереса учащихся к теме, к предмету.
-
Формы контроля над
работой класса, отдельных учащихся.
Усвоение новых знаний
-
Новые понятия,
законы и способы усвоения.
-
Что должны узнать
или усвоить ученики. Познавательные учебные задачи.
-
Самостоятельная
работа и ее содержание (дидактическое назначение).
-
Проблемные и
информационные вопросы.
-
Варианты решения
проблемы.
-
Варианты закрепления
изученного.
Формирование умений и навыков
-
Конкретные умения и
навыки для отработки.
-
Виды устных и
письменных самостоятельных работ, упражнений.
-
Способы «обратной
связи».
-
Фамилии учащихся,
которые будут опрошены.
Домашнее задание
-
Что
повторять и приготовить к уроку.
-
Творческая самостоятельная работа.
-
Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить
учащимся).
|