ДНЕПРОВСКИЙ МОСТ

История Могилева неразрывно связана с рекой Днепр, разделяющей город на две части.

В 1860 году был сдан в эксплуатацию первый постоянный деревянный мост на сваях. Он был возведен по международным стандартам того времени и получил имя российского императора Александра I. Размеры моста учитывали местные особенности. Высота — более 12 м — обусловлена высокими весенними водами, длина — примерно 192 м — затоплением значительной части поймы реки во время паводка.

В 1902 году была проведена реконструкция, вызванная узостью пролетов между опорами, что мешало движению пароходов.

В годы Великой Отечественной мост не раз взрывали, отстраивали заново и ремонтировали.

В 2016 году закончилась последняя реконструкция моста. Его украсили гордые, величественные статуи львов, герб Могилева, лепнина на периллах.

Скульптуры превышают натуральную высоту обычного хищника. В высоту они — 2,4 и 1,8 метра, в длину — 3,15 м. А натурщиком был белый лев Джон из цирка Запашных. Художник Андрей Воробьев специально попросил у братьев разрешения понаблюдать за Джоном, чтобы скульптуры получились реалистичными. Ему дали добро присутствовать на репетициях, а Эдгард Запашный даже был консультантом, когда Воробьев лепил из глины будущую скульптуру. Следил, чтобы были соблюдены все пропорции и мельчайшие нюансы.

Перила моста через проспект Пушкинский украшены медальонами с изображениями львов, так что мост после реконструкции впору называть не Пушкинским и даже не мостом Яшина (имя старшего лейтенанта Николая Яшина, командира конной разведки, погибшего при освобождении Могилева, дали мосту после установки на нем мемориальной доски в честь героя). Учитывая плотность изображений царя зверей на квадратный метр, мост уже можно называть львиным.

Неожиданные находки

За время строительства было сделано не одно археологическое открытие. Так, в феврале были обнаружены фрагменты фундамента Троицкой церкви ХVIII века. Находка стала сенсацией: считалось, что остатки храма похоронены под асфальтом и навсегда утрачены. Расчистка контуров строения позволила определить дату постройки — 1792-1810 годы.

На месте, где обнаружены элементы Троицкой церкви, первоначально планировали построить велодорожку. После исторически значимой находки велодорожка обошла это место. Вокруг фундамента церкви появился каменный габион, которого изначально не было в плане, но он стал еще одной изюминкой. А фундамент церкви стал музеем под открытым небом.

Спустя несколько дней работники мостостроительного управления №1 при проведении земляных работ около опоры №8 нашли авиабомбу (ФАП-50) времен Великой Отечественной. Оперативно прибывшая группа разминирования изъяла боеприпас и обезвредила его на полигоне.

 

 

 

На главную